Решилась я все-таки почитать Коэльо, чтобы, так сказать, сформировать мнение на основе личного опыта, а не на отзывах других людей. Благо, в данном случае для формирования мнения надо всего лишь книжку прочитать, а не лизнуть железку на морозе, например.
Знаете, я думала, будет хуже. Но не было лучей ненависти, не хотелось сломать ридер, хотя при прочтении
некоторых других "книг" такое желание возникало. "Вероника решает умереть" я читала с выражением лица, которое можно описать следующей картинкой:

Наверное, она вызвала такие "бурные" эмоции, потому что, во-первых, книга короткая, всего 190 страниц у меня в ридере заняла; во-вторых, мозг иногда просто отключался. Бывает, что я и при чтении интересных книг "отключаюсь" (цепляюсь за какую-то фразу, в голове разворачивается цепочка мыслей, но при этом я автоматически продолжаю читать), но через несколько абзацев включаюсь и перечитываю все, что пропустила. Так вот, с Коэльо мозг отключался, я ловила себя на том, что нифига не воспринимаю текст, но на мысль, что пропущенный отрывок можно прочитать, я махала рукой и делала "Пф-ф-ф". Ибо сразу после попадания Вероники в психушку мнение мое уже сформировалось, дальше оно только подтверждалось: это чистая, практически незамутненная графомания, сплошное бла-бла-бла. Автор открыто пихает в книгу себя, шаблонными фразами рассуждает обо всем таким тоном, будто открывает Америку, загибает про сумасшествие...
читать дальшеЯ просто скажу тебе, что сумасшествие — это неспособность передать другим свое восприятие.
Когда произошел первый диалог на тему того, что такое сумасшествие, я вспомнила анекдот про парня, который накурился и которого мама звала есть. Очень уж автор заостряет внимание на другой реальности сумасшедших и их восприятии, минимум четыре раза за такой короткий текст. Причем, не в хорошем смысле "заостряет внимание", не пытается показать мир глазами человека с психическими расстройствами или хотя бы той толпы здоровых людей, что содержатся в этой клинике. Обычно все подается через такие вот диалоги:
— ...Вы видите, что у меня на шее?
— Вы имеете в виду ваш галстук?
— Очень хорошо. Ваш ответ — это логичный ответ, типичный для совершенно нормального человека: «Галстук»! А вот сумасшедший сказал бы, что у меня на шее разноцветная тряпка, смешная и бесполезная, завязанная сложным образом, затрудняющая движения головы и требующая дополнительных усилий для того, чтобы в легкие мог входить воздух. Если я отвлекусь, находясь около вентилятора, то могу умереть, поскольку эта тряпка меня задушит.
<...>
— Итак, вы делаете вывод, что я не сумасшедшая, поскольку дала правильное название разноцветной тряпке?
Нет, ты не сумасшедшая, — подумал доктор Игорь, авторитет в данной области, на стене кабинета которого висело несколько дипломов
Дипломированный специалист тестирует на психические отклонения галстуками, ведь ни один больной не назовет галстук галстуком. Зашибись.
Отдельного внимания заслуживает клиника, которая иногда из психиатрической лечебницы превращается в санаторий и наоборот. Сначала написано, что, мол, все знают, как плохо там обходятся с пациентами, какие ужасы там творятся, только вот доказать ничего нельзя. На деле все пациенты разгуливают где хотят и когда хотят. Только иногда — когда автор об этом вспоминает или ему для сюжета это нужно — появляются санитары, которые больных боятся пальцем тронуть. Медсестра отпускает Веронику ночью шляться по клинке, та играет на пианино (опять же ночью, при этом сие действо то не может никому из пациентов помешать, то мешает им спать, вот ведь удивительно-то), пропажу двух больных обнаруживают лишь на следующее утро. Очень страшная и дорогая клиника для душевнобольных, да.
При этом автор все время дает читателю установку, что у каждого есть свое мировосприятие (OMFG! Никогда бы не подумала!) и мы все, в общем-то, сумасшедшие. (Даже те, кто ловит зеленых чертей вилками. Это просто другая реальность у чуваков. В следующий раз, когда у моего соседа "белочка" начнется, буду вспоминать об этом и завидовать.) И в то же время все мы рабы общества и системы, из-за многих условностей мы не можем быть сами собой и поэтому еще больше сходим с ума и впадаем в депрессию.
У меня иногда было ощущение, что Коэльо (кроме того, что хотел доказать свою "особенность мировосприятия") хотел написать "Над кукушкиным гнездом" с блэкджеком и шлюхами, но получилась расползающаяся в разные стороны муть, да еще и без блэкджека и шлюх. Написано все это унылейшим языком, и я не думаю, что тут только перевод виноват ("Мари кивнула головой", нет, блять, жопой она кивнула! Кроме головы еще чем-то можно кивнуть?). Одно и то же повторяется по несколько раз, диалоги неправдоподобны, логика у персонажей присутствует только на стадии "Ах! И тут она подумала..."
Причина первая: жизнь утратила краски, и теперь, когда миновала юность, все пойдет к закату: неумолимыми знаками на лице все более явно будет проступать близкая старость, придут болезни, будут уходить друзья. В конце концов, что бы она выиграла, продолжая жить, ведь с каждым годом жизнь становилась бы все мучительнее и невыносимей. Вторая причина была скорее философской: Вероника читала газеты, смотрела телевизор, была в курсе всех новостей, всех событий. Что ни происходило в мире — все было не так, и она не знала, как можно в нем что-либо изменить, и уже от одного этого опускались руки, она чувствовала себя никому в этом мире не нужной, бесполезной, чужой. Вскоре ей откроется последняя в ее жизни тайна, тайна смерти.
Так было и в этот миг, у двери палаты, когда они говорили о том, о чем ей не хотелось слышать. О нежности. О любви. От этой жизни с душевнобольными я быстро сама сошла с ума. Шизофреники не могут испытывать такие чувства к здоровым людям. Вероника почувствовала порыв вернуться и поцеловать его, но сдержалась. Санитар мог это увидеть, рассказать доктору Игорю, и тогда уж точно врач не позволит, чтобы женщина, поцеловавшая шизофреника, выходила из Виллете.
Постоянно вылазят ненужные ответвления в виде типа исторических справок и рассказов пациентов о себе, вроде как для полноты картины и лишнего доказательства правоты автора. На самом деле, они там нафиг не нужны. Это раз. Они неправдоподобны. При рассказах о депрессии у меня сложилось впечатление, что эти люди не знают, что такое депрессия. Они просто долбоебы. Это два. И три. Там где деталей как раз стоило добавить, автор поразительно немногословен. Например, позиция акционеров клиники. Да и вообще в докладе доктора, в жизни больницы, в историях пациентов остается много белых пятен. Ну и ощущения у всех персонажей описаны, конечно, очень "жизненно".
Серьезно. Коэльо будто текст вообще не перечитывал и не редактировал, записал просто поток сознания (я не имею в данном случае литературный прием), мысленную диарею выплеснул на бумагу, отсюда столько пустословия. Так что про "блестяще проработанную и полную иронических метафор" книгу в аннотации ядрено загнули, да и про реалистичную историю тоже. Вруши. Обычная унылая графомания, даже не раздражает и посмеяться не над чем.